Главная Публікації ЭЛЕВАТОР – КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ

ЭЛЕВАТОР – КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ

 

Элеватор — строение для приема и хранения масштабных объемов зерна и приведение его в состояние длительной сохранности. Элеватор состоит большей частью из хранилищ для зерна, так называемые силосы, которые механизированы, а также оснащен дополнительным элеваторным оборудованием позволяющим сушить, транспортировать и приводить в кондиционное состояние зерно, которое хранится в нем.

 

Преимущества:

 

Недостатки:

 

Начиная с 70-х годов ХХ века элеваторы из металлоконструкций активно вытесняют бетонные элеваторы.

Каждый элеватор в чем-то индивидуален и у каждого потенциального покупателя есть свои перспективные планы его использования в будущем, но есть общие тенденции.

Элеваторы бывают

  • заготовительные, то есть те, что используются для приема, обработки, хранения и заготовления зерна – так называемые хлебоприемные элеваторы (ХПП). Емкость таких элеваторов составляет от 20 до 100 тыс. т;
  • промышленно-производственные – их возводят в основном на заводах для хранения продукта, полученного в результате обработки зерна. Такими считаются комбикормовые заводы, сахарные заводы, крахмальные заводы и т.д. Их емкости хранят от 50 до 150 тыс.т продукции;
  • стационарные — используются исключительно для хранения зерна, вместимость 100 – 150 тыс.т;
  • перевалочные – возводятся в пунктах стыка путей разнородного транспорта: возле крупных ж/д узлов, крупных портов и автомагистралей, вместимость 50—100 тыс. т.

 

По структуре мощностей зернохранилища бывают: фермерскими, коммерческими, линейными, производственными, портовыми и госрезерва.

Суммарные мировые мощности по хранению зерна составляют 2,9 млрд тонн в год. Наибольшую долю в структуре мощностей зернохранилищ занимают фермерские и коммерческие элеваторы.

 

http://mcx-consult.ru/d/77622/d/issledovanie-rynka-elevatorov.pdf

Низкая доля портовых элеваторов объясняется непродолжительным сроком хранения груза до отправки судном.

Низкая доля элеваторов государственного резерва связана с тем, что госрезерв образуют только по пшенице (общие запасы пшеницы в мире составляют около 180 млн тонн, из них доля госрезерва — около 20%).

Характеристика элеваторов по назначению

Как склады товаропроизводителей используются подсобные помещения и подручная техника для кратковременного хранения отдельных видов зерна. Предприятия могут хранить зерно и масличные культуры только с нормальной влажностью. Срок хранения — 1-2 месяца. Сельхозпредприятия не хотят (и не могут) хранить зерно других предприятий, следовательно, между ними конкуренция практически отсутствует. Склады товаропроизводителей выполняют одну функцию: они являются пунктами накопления зерна сельхозпроизводителей, откуда оно поступает далее на рынок. Официальная статистика по поводу количества малых сельских элеваторов в Украине отсутствует.

Хлебоприемные или заготовительные.

Такие элеваторы принимают зерно от хозяйств и предоставляют ряд услуг: очистка от примесей, сушка и услуги отгрузки конечному потребителю. Мощность таких элеваторов составляет 15-100 тыс. т и более.

Промышленно-производственные. Такие элеваторы сооружают при крупных зерноперерабатывающих предприятиях: мельницах, крупяных, комбикормовых, масло производственных заводах. Мощность производственных элеваторов составляет 10-150 тыс. т.

Стационарные или Линейные элеваторы располагаются на стыке железнодорожных и автомобильных дорог. Их задача — приемки зерна с железнодорожного и автомобильного транспорта, классификация, взвешивание, очистка, сушка, хранение и отгрузка в железнодорожные вагоны для транспортировки на производственные и портовые элеваторы. На линейных элеваторах обрабатывают различные виды и классы зерновых культур, поэтому хранение осуществляют в силосах различной емкости. Общая вместимость элеватора — 30-50 тыс. т; рекомендуемая вместимость одной емкости — от 3 до 10 тысяч тонн. Количество емкостей — 8-10 штук. Оптимальная производительность приемки зерна с автомобильного транспорта — 2 линии производительностью 150 т/ч каждая, производительность приемки с железнодорожного транспорта и отгрузки в вагоны — 150 т/ч., производительность сушилки — от 50 до 100 т/ч. Оборудование таких элеваторов дороже и мощнее, рассчитанное на большую оборачиваемость зерна.

Перевалочные элеваторы принимают зерно с одного вида транспорта и отгружают на другой. Если перевалочный элеватор расположен на берегу моря или реки, он называется портовым. Мощность таких элеваторов составляет 50-150 тыс. т. Рекомендуемая вместимость одной емкости — от 5 до 15 тыс. т. Количество емкостей — 10-12 штук. Средняя производительность приемки зерна с автомобильного транспорта — 2-4 линии общей производительностью 300-600 т/ч., приемки с железнодорожного транспорта и отгрузки в вагоны — 300-600 т/ч., нагрузка судна — 600-1200 т/ч., разгрузки с судов — 300 т/ч.

Мощности всех видов транзитных элеваторов в Украине отвечают загруженности транспортных потоков. Некоторые проблемы могут возникнуть разве что в портовых элеваторах, особенно в период массового сбора урожая, когда значительный поток зерна направляется на экспорт.

Базисные элеваторы предназначены для накопления и хранения значительных, в т.ч. государственных, запасов зерна. Эти элеваторы используют для длительного хранения зерна, принимаемого с железнодорожного транспорта и отгрузки его в железнодорожные вагоны. Их построено на пути движения зерновых потоков в пунктах большого потребления зернопродуктов. Мощность таких элеваторов составляет 100-150 тыс. тонн.

 Ежегодный мировой объем строительства элеваторов — около 85 млн. тонн. Из них строительство около 25 млн. тонн вызвано необходимостью замены устаревших элеваторов, а строительство около 60 млн. тонн – увеличением мирового производства и потребления зерновых.

В основном расширение мощностей вызвано ростом производства и потребления зерна в мире (около 2% в год).

 Наиболее крупными макрорегиональными рынками являются Северная Америка, Евросоюз, Восточная Азия и страны бывшего СССР.

Принято еще во времена СССР официальное закрепление районов за элеваторными комплексами в условиях рыночной экономики потеряло актуальность. Однако, поскольку во время их строительства учитывали наиболее выгодное расположение относительно определенного круга хозяйств, прежняя схема закладки зерна на хранение в основном осталась без изменений. Вместе с тем, сферы влияния элеваторов в настоящее время расширяются. Частично это обусловлено развитием логистических центров и желанием элеваторных предприятий предоставлять услуги транспортировки зерна от заказчика на предприятие. Регионально элеваторы сосредоточены в зонах наибольшего производства зерна. Так, по состоянию на январь 2014 г. наибольшее количество сертифицированных зерновых складов (СЗС) и элеваторов было расположено в Полтавской области — 63, Винницкой — 60, Харьковской — 59, Днепропетровской — 59, Кировоградской — 51, Одесской — 45. Общее количество сертифицированных элеваторов составляла 785.

Если сравнивать полученный урожай с показателем имеющихся в стране мощностей элеваторов, то процент их загруженности значительно превысит 100%. Однако фактическая загрузка элеваторов в среднем, например за 2009 год составил 18%, а наибольшим оно было в августе-ноябре 2010 — 24-25%. Это явление объясняется тем, что сельхозпроизводители старались оставлять зерно у себя и не спешили сдавать его на элеваторы.

Еще одна причина слабой загруженности элеваторов заключается в незаинтересованности сельхозпроизводителей фиксировать свои реальные объемы производства, ведь когда зерно поступает на ХПП, оно жестко документируется, что нельзя сказать о зерне, которое хранится у фермера в кладовке.

Мировая практика также показывает, что в развитых государствах до 80% урожая зерновых культур хранится непосредственно у его производителя. Однако, в отличие от западных, оснащение наших хозяйств технологическим оборудованием является крайне неудовлетворительным. До 70% хозяйств не имеют зерноочистительного и сушильного оборудования, что приводит к значительным потерям урожая и снижению его качества. Поэтому в Украине следует ожидать всплеска спроса на строительство небольших (3,5-5 тыс. тонн) элеваторов отдельными хозяйствами, ведь такой подход практикуется во многих развитых странах. Небольшой склад обойдется хозяйству примерно в 3 млн долл., но окупить эти затраты можно будет в течение двух-трех лет. В регионах с меньшим производством зерна (север и запад Украины) услугами элеваторных комплексов пользуются преимущественно государственные операторы, формирующие региональные продовольственные фонды. Они закупают зерно в других областях или в трейдеров. В южных, центральных и восточных регионах, в зависимости от конъюнктуры рынка и целей деятельности, владельцы зерна могут распорядиться урожаем по-разному:

  • продать торговым фирмам;
  • продать элеваторному комплексу;
  • хранить на элеваторном комплексе, пока в результате сезонных колебаний не вырастет цена на зерно;
  • хранить на собственных площадках для уменьшения затрат с целью продажи или дальнейшего использования;
  • перерабатывать с целью продажи продукта переработки по более высокой цене и т.д.

Выбор позиции зависит от финансовой состоятельности производителя зерна, урожайности, поведения других производителей, конъюнктуры внутреннего и мирового рынка зерна и других причин.

 

Техническое состояние и инвестиции

После распада Советского Союза в Украине осталось порядка 545 элеваторов и ХПП, общим объемом единовременного хранения зерна в пределах 30 миллионов тонн. При этом средний износ элеваторного оборудования на то время (1991 г.) был в пределах 50%.

Прошло время. Часть ХПП прекратили свое существование, оставшуюся часть ХПП и элеваторов продолжают эксплуатировать. Так как основная их часть были приватизированы, они стали предметом купли-продажи.

 

Требованиям современных технологий хранения зерна соответствуют около 45% украинских зернохранилищ. Остальные — это приспособленные склады, построенные в 50-60-х годах прошлого века. Крупные элеваторы, построенные в советские времена из сборного железобетона, имеют относительно развитую технологию хранения и доработки зерна: основная конкуренция на рынке услуг происходит именно между такими предприятиями. Недостатком этих элеваторов является высокое энергопотребление и многочисленность обслуживающего персонала (150-300 человек против 35 на элеваторах нового типа). Как результат — расценки на хранение и отгрузочные работы очень высокие. При этом большинство таких хранилищ — частные, и компании-собственники вкладывать деньги в модернизацию не спешат.

Ныне предлагаемые на рынке старые элеваторы обычно оцениваются в 80-100 долл. на тонну хранения и требуют инвестиций на модернизацию около 35-60 долл. на тонну. Обычно предполагается, что такие элеваторы будут эксплуатироваться после модернизации по меньшей мере в течение 10 лет.

Удельные инвестиции в строительство составляют 150 долларов США в расчете на 1 тонну хранения. Соответственно, при расчетной мощности объекта оценки в 30 тыс. тонн одновременного хранения величина удельных инвестиций в его возведение может составлять 150 х 30 000 = 4 500 000 долларов США.

Формирование цен на услуги

Большинство элеваторных комплексов работает с прибылью, их средний уровень рентабельности составляет от 10 до 25%.

Расчет цены на услуги по хранению и доработке зерна различается в зависимости от стратегии ведения бизнеса. Одни большую долю финансовых средств направляют на амортизацию, другие — на оплату труда сотрудников, третьи аккумулируют прибыль для дальнейшего развития бизнеса. По данным 2013 года, в среднем хранения тонны пшеницы стоило около 22-30грн в месяц, 15-18 сушки, 8-10грн — очищение, 50-60грн — отгрузки. Таким образом, ежемесячные складские затраты фермеров составляли около 100грн/т (в 2009 году они оценивались на уровне 62 грн/т, 2008-го — 50, а в 2007-м — около 23 грн/т).

С другой стороны, если элеватор недогружен (в условиях низкого урожая или удаленности от основных транспортных потоков), а стоимость газа и электроэнергии растет, элеватор вынужден поднимать расценки на свои услуги. Подорожанию услуг способствует также рост зарплаты персонала, инфляция, высокие процентные ставки по кредитам.

Стоит учитывать и такие особенности формирования цен на услуги:

- если предприятие является монополистом в определенном регионе, то стоимость услуг обычно выше, чем средняя по Украине. При наличии конкурентов цены на услуги снижаются;

- если предприятие (владелец элеватора) является трейдером или переработчиком, то для сельхозпроизводителей обычно снижают цену услуги приемки зерна (при этом увеличивают цену приема для посредников). И существенно увеличивают стоимость отгрузки для всех. Это ведет к тому, что производителю выгоднее сдавать зерно на этот элеватор, чтобы потом продать его владельцу элеватора.

Возможные проблемы при сдаче и получении зерна

Много хозяйств везут зерно на элеваторы только перед продажей. Поскольку большинство элеваторов являются частными, то их владельцы часто стремятся использовать свои мощности для хранения прежде всего собственного зерна. Поэтому не все производители, даже желая сдать зерно на ближайшие элеваторы, имеют такую возможность, а следовательно, вынуждены оставлять его у себя. На практике многие владельцы элеваторов ставят агрария перед выбором: или он продает зерно по указанной цене, или вообще с ними не сотрудничает.

Каждое предприятие, сдает свое зерно на хранение, рискует получить его в испорченном виде или в меньшем количестве. По оценкам специалистов, только прямые потери качества продовольственного зерна за ненадлежащее его хранение составляют не менее 25-30% массы.

Не все элеваторы ведут себя порядочно: некоторые могут завысить показатель влажности и, соответственно, плату за доведение до кондиций. Устаревшее оборудование может испортить зерно в процессе сушки (что чаще всего бывает с кукурузой во влажные годы, когда сушка на старом оборудовании приводит к чрезмерному разогреву зерна и увеличение зерновой примеси).
Зерно поступило на элеваторы, «обезличивается». Производитель, который сдал на хранение качественное зерно, рискует получить назад зерно низшего качества. Кроме того, существуют такие проблемы, как задержки с отгрузкой, отсутствие на элеваторе зерна в тот момент, когда сельхозпроизводитель решил его забрать.

Какие могут быть достоинства у старых элеваторов и ХПП:

  • Юридически оформленный земельный участок.
  • Близость элеватора к потенциальным поставщикам зерна и приемлемая удаленность от потенциальных потребителей зерна.
  • Наличие инфраструктуры. Ж/Д ветка, автодороги, подведен газ и электроэнергия.
  • Удовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, внутри площадочных дорог, ограждение по периметру.
  • Удовлетворительное техническое состояние технологического оборудования.
  • Объем готовых к эксплуатации зерновых складов.
  • Низкий уровень подпочвенных вод.
  • Наличие квалифицированного персонала.

Какие могут быть недостатки:

  • Все, что перечислено в достоинствах, если они отсутствуют.
  • Все, что требует значительных финансовых затрат на восстановление и без чего невозможна эксплуатация элеватора. Чаще всего, это перекрытие складов напольного хранения.

Насколько целесообразна и эффективна модернизация старых ХПП и элеваторов?

Для принятия решения по модернизации элеватора необходимо учесть следующее:

  1. Есть ли в наличии санитарная зона 100 м, от забора элеватора до забора ближайшего жилья. На многих старых ХПП и элеваторах она отсутствует.
  2. Производительность технологического оборудования, средний износ которого по Украине, более 70%, возможен максимум (60 – 70)% от его номинала.
  3. При интенсивной нагрузке, наработка на отказ, по каждой технологической линии, будет в пределах суток. Иными словами, каждую технологическую линию, в течение суток придётся хотя бы один раз ремонтировать. Для этого необходим дополнительный персонал наличие склада запчастей, возможность финансировать авральные покупки.
  4. На старых элеваторах используются устаревшие энергозатратные технологии и изношенное оборудование. По этому, затраты на тонну принятого зерна будут значительно больше чем на новом элеваторе.

При всем этом, конечный результат работы элеватора будет определять его «слабое звено». Слабым звеном может быть что угодно, но наиболее часто, это недостаток квалифицированного персонала и маломощное зерносушильное оборудование.

Подведя итог можно сказать следующее:

  1. Вопросы, на которые раньше не обращали внимания, сейчас могут существенно испортить экономику любого элеватора, тем более старой постройки. А это может быть, и отсутствие санитарной зоны, и «пылящие» зерносушилки, и интенсивное прохождение грузового транспорта с зерном в ночное время через рядом расположенный населенный пункт, и лимит на потребление газа в осенне-зимний период и многое другое.
  2. Экономически не целесообразно покупать старый ХПП, чтобы его потом развалить и строить новый элеватор. В этом случае, затраты на покупку земельного участка и демонтаж старого ХПП дадут прибавку в стоимости хранения тонны зерна на новом элеваторе (70 тыс. т) не менее 50$.
  3. Просчитывая целесообразность покупки старого элеватора, нет смысла рассчитывать, на значительные успехи в увеличении его технических характеристик. «Сколько «Жигули» не модернизируй, «Мерседес» из них не сделаешь».
  4. Модернизацию целесообразно проводить локально, только если это позволит укрепить «слабое звено». Допустим, транспортная система и очистка позволяют обеспечить стабильную производительность 50 т/час, а зерносушилка обеспечивает только 15 т/час.
  5. Есть смысл покупать элеватор, если затраты на его текущие ремонты в течение года, при запланированной интенсивности его загрузки на ближайших пяти лет, не превышают (5 – 7)% от его стоимости.
  6. Интересны элеваторы с развитой инфраструктурой, хорошей логистикой, у которых земельные участки позволяют нарастить объем хранения зерна.
  7. Остается еще один аргумент, который Покупатель старого ХПП ставит себе в актив, за относительно небольшие деньги (70-90 $/т хранения зерна), приобрести работающий элеватор. Этот вопрос индивидуален и сегодня не имеет однозначного ответа.

Литература:

  1. Кулаковский А. Б., Федосеев В. В. Элеваторы СССР. — М., 1966;
  2. Тенденции мирового рынка элеваторов (электронный доступ: http://mcx-consult.ru/d/77622/d/issledovanie-rynka-elevatorov.pdf);
  3. Дмитрий Шкорупеев, Элеваторы и ХПП Украины оставшиеся после распада Советского Союза (электронный доступ: http://latifundist.com/blog/read/382-elevatory-i-hpp-ukrainy-ostavshiesya-posle-raspada-sovetskogo-soyuza)

Обзор выполнен Ковальчук Ириной Петровной,
оценщиком ЧП «ВИТАЛ-ПРОФИ»