Особенности украинского рынка нефтепродуктов
Основной особенностью украинского рынка нефтепродуктов является высокая степень его монополизации, приводящая к нелогичному, с точки зрения потребителей, ценообразованию. Эта особенность шокирует не только потребителей, но и госрегулятора.
Еще одной особенностью украинского топливного рынка является то, что цены на бензин в Украине растут, вне зависимости от мировых цен на нефть. В частности, как рассказал корреспонденту ИА «НАШ ПРОДУКТ» государственный уполномоченный АМКУ Николай Бараш в 2011 году, цены на бензин в Германии и Франции – ниже, чем в Украине, а качество бензина – на порядок выше. Это касается как «брендового» топлива класса «элит», так и обычного бензина марки А-95.
По словам чиновника, во многих европейских странах, в обычный бензин марки А-95 добавляют топливные присадки в обязательном порядке. Это делается для улучшения процессов сгорани топлива, что способствует снижению токсичности продуктов сгорания. В Украине присадки добавляют только в брендовый бензин, а делается это с целью повышения цены на топливо. Эксперт также отметил, что названия для наших брендовых бензинов, являются не более чем PR-ходом операторов АЗС.
В качестве примера такого PR-хода, можно привести «брендовый» бензин «Евро-4». В Европе «Евро 4» — это экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах. Стандарт был введен в странах ЕС в 2005 г. (В 2009 г. вступил в силу стандарт «Евро-5»). Этот стандарт распространяется на продаваемые колесные транспортные средства, самоходные машины или маломерные суда. Переоборудование автомобилей под стандарт «Евро-4» осуществляется путем установки специальных каталитических нейтрализаторов, либо приборов (фильтров) технологической очистки (магнитной, ультразвуковой и пр.), что позволяет снизить расход топлива и значительно (более 50%) понизить вредные выбросы.
Также, к особенностям украинского рынка нефтепродуктов можно отнести наличие теневых схем ввоза нефтепродуктов.
Производство и потребление
Не секрет, что бензин для Украины – товар импортный.
Украина располагает мощностями для годовой переработки 59 млн тонн нефтяного сырья, но из-за простоя большинства заводов фактический показатель в 2012-м составил только 3,9 млн тонн. И украинский розничный рынок нефтепродуктов работает преимущественно на импортном продукте( http://news.finance.ua/ru/~/2/0/all/2013/11/14/312904).
По данным “А-95”, основными странами-поставщиками нефтепродуктов в Украину в 2012-2013 годах были: Беларусь, Румыния, Литва, Россия, Польша, Венгрия, Италия, Израиль, Болгария и Туркменистан. А по информации Миндоходов, в январе-сентябре 2013 года импорт составил 4,7 млн тонн на общую стоимость $4,6 млрд. За указанный период, в частности, из Белоруссии нефтепродуктов было завезено на $1,8 млрд, России — на $1,2 млрд, Литвы — на $507 млн. Большинство участников рынка утверждают — АЗС в Украине практически полностью импортозависимы. Генеральный директор компании WOG Сергей Корецкий говорит, что 100% бензина, реализованного на автозаправках возглавляемой им сети — из зарубежных источников. Среди поставщиков: Мозырский НПЗ (Беларусь), польско-литовский концерн Orlen, российский “Лукойл”.
Украинские поставщики в секторе представлены двумя нефтеперерабатывающими заводами — Кременчугским НПЗ, подконтрольным структурам группы “Приват” Игоря Коломойского, и государственным Шебелинским ГПЗ. По данным Минэнергоугля, в целом НПЗ и ГПЗ Украины в январе-сентябре 2013 года переработали 2,365 млн тонн нефтяного сырья. В конце сентября ситуация изменилась — на украинский топливный рынок вышел Одесский НПЗ из группы ВЕТЭК Сергея Курченко. По информации того же министерства, в октябре этот завод произвел 65 тыс. тонн топлива. “Большинство топлива украинского производства на заправки сейчас не попадает — оно используется госорганизациями. Продукция же Кременчугского НПЗ поставляется в сеть заправок, принадлежащую группе “Приват”, — комментирует Сергей Куюн.
За январь-июнь текущего года доля украинской продукции на рынке составила чуть более 22%. Это минимальный показатель за последние несколько лет”, — подчеркивает руководитель “А-95”.
Ожидалось, что в 2014 году ситуация с поставками “нефтетовара” для розничного сектора может “круто” измениться в пользу украинского производителя. Аналитики связывали это с выходом на серьезную мощность Одесского НПЗ и намечаемым на весну-2014 рестартом Лисичанского НПЗ. Как результат, планировали, что отечественное топливо может занять до 60% на украинском рынке. Но ожидания не оправдались.
Так по материалам Интерфакс-Украина, в январе-июле 2014 года Украина импортировала нефтепродукты (по коду ТНВЭД 2710) на общую сумму $3 млрд 635,379 млн, в том числе в июле – на $625,93 млн. По данным Министерства доходов и сборов, за семь месяцев импортировано топливо из Беларуси на $1 млрд 864,576 млн, из России – на $679,696 млн, из Литвы – на $373,448 млн, из других стран – на $717,659 млн.
Кроме того, в январе-июле текущего года на экспорт из Украины были поставлены нефтепродукты на общую сумму $438,167 млн. Стоимость поставленного в адрес кипрских контрагентов топлива составила $206,459 млн, на контрагентов из Британских Виргинских о-в – $105,447 млн, в панамских – $25,495, других стран – $100,766 млн.
При этом Украина в мае-июле 2014 года не импортировала нефть (по коду ТНВЭД 2709). Таким образом, в январе-июле сумма импорта нефти осталась на уровне четырех месяцев текущего года – $146,529 млн. В том числе из России за отчетный период было импортировано нефти на $130,998 млн, из Казахстана – на $15,531 млн.
С марта 2014-го Украина возобновила экспорт нефти, который не осуществлялся страной более пяти лет. Так за семь месяцев текущего года в Литву была поставлена нефть на $23,23 млн, в т.ч. в июле – на $2,959 млн.
Как сообщалось, Украина в 2013 году импортировала нефтепродукты на $6 млрд 418,318 млн, в том числе из Беларуси – на $2 млрд 272,462 млн, из РФ – на $1 млрд 859,481 млн, из Литвы – на $769,406 млн, из других стран – на $1 млрд 516,969 млн.
В 2013-м Украина импортировала нефть на $630,28 млн, в том числе из РФ – на $397,965 млн, из Казахстана – на $232,234 млн, из Азербайджана – на $81 тыс. .( http://forbes.ua/news/1376635-ukraina-zavezla-topliva-na-36-mlrd)
Тенденция к снижению производства и потребления отечественных бензинов наблюдается на рынке на протяжении последних 2-3 лет. (http://forbes.ua/business/1365032-kak-izmenilsya-toplivnyj-rynok-ukrainy-infografika).
Так, по данным Госстата, потребление светлых нефтепродуктов в 2013 году сократилось на 2,7% и составило 9,93 млн тонн. В частности, потребление бензинов сократилось на 5,1% до 3,99 млн тонн, дизтоплива – на 1,1% до 5,95 млн тонн.
Реализация бензинов населению (наличный расчет) в 2013 году сократилась на 4,1%, в то время как потребление этого топлива корпоративным сектором (промышленное потребление и безналичные продажи на автозаправочных станциях) – на 8,7%. А вот потребление дизельного топлива в Украине изменилось неоднозначно. Его продажи на АЗС за наличный расчет выросли на 9,4%, тогда как промышленное потребление в коммерческом секторе снизилось на 5,8%.
Пиковым месяцем по потреблению в 2013 году стал октябрь, когда было потреблено 1,03 млн тонн светлых нефтепродуктов. Наименьший спрос Госстат зафиксировал в январе – 0,59 млн тонн.
В 2013 году упало производство на Кременчугском НПЗ, который контролируется группой «Приват»: предприятие сократило переработку почти на 50% и по итогам года произвело лишь 1 млн тонн бензина и дизтоплива.
Результатом в 2013 году также стало увеличение зависимости украинского рынка от импорта топлива: зарубежные поставки достигли почти 80%, тогда как в 2012 году они составляли 70%.
Ожидалось, что в 2014 году эта тенденция может измениться, если будут полноценно работать мощности Одесского НПЗ (собственник – ВЕТЭК) и Лисичанского НПЗ (контролирует «Роснефть»). По экспертным оценкам, это позволило бы сократить импорт нефтепродуктов вдвое – с нынешних 80%. Однако реалии сегодняшнего дня ожидания не подтвердили.
В сентябре 2013 года Одесский НПЗ уже принял первый танкер нефти объемом 79,9 тыс. тонн. За четыре месяца, с сентября по декабрь, завод переработал 0,5 млн тонн нефти. В 2014 году Одесский НПЗ планировал переработать более 2,5 млн тонн.
Изначально, планы по запуску Лисичанского НПЗ, который простаивает с весны 2012 года, «Роснефть» отложила до лета. Однако, 18 июля 2014 года завод был обстрелян, в результате чего были повреждены: емкость на 50 тыс. т для хранения нефтешламов, 2 емкости по 20 т. бензина, горел склад для хранения серы (http://www.rbc.ua/rus/news/accidents/gorit-lisichanskiy-npz—glava-oga-18072014112300). В настоящий момент завод не работает. Некоторые аналитики считают, что ко всему, продукция Лисичанского НПЗ дороже, чем белорусская и не является рентабельной для украинского рынка.
За первые пять месяцев этого года в страну было завезено 810 тыс. тонн бензина, что, к слову, на 13% меньше, чем за аналогичный период годом ранее ((http://www.segodnya.ua/economics/enews/pochemu-v-ukraine-ne-desheveet-benzin-529779.html). Правда, то, что объемы импорта упали, к сожалению, никак не связано с тем, что активизировались отечественные НПЗ. Наоборот, производство бензина в Украине упало на 40%. Из шести предприятий, владеющих мощностями для производства этого вида топлива, в 2014 фактически бензин делали только Кременчугский НПЗ (подконтрольный группе «Приват», владелец – Игорь Коломойский), и Одесский НПЗ (ранее входил в структуры Сергея Курченко, формально передан российскому банку ВТБ за долги). За первые пять месяцев этого года на двух заводах суммарно было произведено 257 тыс. тонн бензина, из которых 85% – в Кременчуге.
(http://www.segodnya.ua/economics/enews/pochemu-v-ukraine-ne-desheveet-benzin-529779.html)
Почти 40% бензина на украинский рынок импортируется из Беларуси. С начала года отечественные компании завезли его около 420 тыс. тонн. Другими крупными поставщиками являются Литва (около 8%) и Румыния (6%). Доля российских поставок в бензиновом сегменте была и остается незначительной и с начала года составила порядка 3%.
В целом рынок высокооктана в Украине в 2014 году на фоне снижения объемов импортных поставок и отечественного производства сократился на 20%. Если говорить проще, бензин в Украине мало того, что подорожал, так его еще и стало меньше на рынке. И причина тут не только в курсе гривны.
Автолюбители, не желающие оставлять своих «железных коней» и не имеющие средств для заправки их качественным горючим по высоким ценам, обращают свой взор на более дешевую, но и более сомнительную во всех отношениях альтернативу – «бодяженный» бензин. По своей сути – это этилированное топливо, куда с целью повышения октанового числа добавляют тетраэтилсвинец, ядовитое органическое соединение, которое в 8 раз токсичнее свинца, использующегося в металлургии. Автомобиль, заправленный этилированным бензином, каждые 100 метров своего пути вбрасывает в атмосферу по 3-4 г ядовитого свинца.
О масштабах проблемы лучше расскажут цифры: в Украине около 7000 АЗС. Из них «небодяженым» бензином торгуют в лучшем случае половина. «По нашим оценкам, в год на рынок выходит около 1 млн т бодяжного бензина – как кустарного производства, так и альтернативных топлив, производимых с добавлением спиртов. Это порядка 25% рынка бензина. К сожалению, ситуация здесь остается без изменений, контроля за качеством на АЗС нет уже более 5 лет», – рассказывает Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95″.
Эксперт советует автомобилистам быть бдительными, не пытаться сэкономить на низкой цене, так как она как раз и является первым признаком некачественного бензина. Ведь, в конечном итоге, даже если закрыть глаза на экологические аспекты, любой ремонт топливной системы после использования низкокачественного топлива обойдется дороже, чем «сэкономленные» таким образом средства.
От подорожания топлива мало кто выиграл. Для населения оно вылилось в подорожание продуктов, для доставки которых используют автомобили. Не в выигрышной ситуации оказались и сами розничные сети АЗС. Ведь ресурс приходится закупать в других странах за доллары, а продавать на внутреннем рынке – за гривны. «Как можно наживаться на чем-то, когда экономика «лежит»?, – говорит президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук. – Сейчас получается замкнутый круг: потребление упало, объемы продаж упали, увеличились удельно-постоянные расходы (постоянные расходы, такие, как оплата труда, оренда, налоговые обязательства, и др., рассчитанные на единицу отпускаемой продукции). Любая планируемая заправщиками прибыль в такой ситуации «съедается». Некоторые, особенно мелкие сети, не выдерживают и закрываются, другие – выставляются на продажу. Сейчас операторы каждый день следят за сводками рынка и постоянно корректируют свою стратегию, чтобы хоть как-то остаться «на плаву». Речь уже не идет о каком-либо развитии бизнеса».
По словам эксперта, формировать запасы горючего на складах за счет собственных и привлеченных средств, как это делалось раньше, сейчас позволить себе могут лишь немногие розничные операторы. О привлечении кредитов и вовсе речи не идет.
Крупнейшие игроки рынка
Украинский рынок АЗС представлен такими брендами: WOG, «ОККО», «ЛУКОЙЛ», Shell, «ТНК», SOCAR, «АВИАС», «КЛО», ANP, «Укртатнафта», «Укрнафта», «АВIАС плюс», «ЮКОН», Sentosa Oil, Rubix, «МАВЕКС», «ЗНП», «Юнион Трейд» и т.д.
Ряд АЗС продают нефтепродукты по лицензионным договорам на право использования товарных знаков. Так, например, Транснациональная финансово-промышленная нефтяная компания «Укртатнафта» является собственником товарных знаков «Укртатнафта», и предоставляет разрешение на их использование третьим лицам (владельцам АЗС).
Основной тенденцией розничного рынка нефтепродуктов в последнее время является то, что крупные участники рынка поглощают мелких. Эксперты предрекают, что через пару лет на рынке останется только несколько сетевых операторов. Можно отметить некоторую стабильность в предсказаниях, которые вот уже более пяти лет имеют место быть.
Время экстенсивного роста количества АЗС прошло, темпы строительства станций не увеличились в послекризисный период, владельцы все реже используют нестандартные формы АЗС, отдавая предпочтение более упрощенным вариантам. По мнению экспертов, в последнее время характеризуется структурными преобразованиями, слияниями и поглощениями.
Количество мелких владельцев АЗС сокращается, а «сетевики» концентрируют в своих руках все больше формально независимых станций. Лидеры розничного рынка в основном работают в «своих» регионах, но общие интересы пересекаются в Киеве, где очень высока концентрация сетей крупных брендов.
Такие брендовые сети как «Зеленый гепард», «Смайл», «Формула» в прошлом были приобретены компанией «ТНК-ВР» и стали частью сети АЗС «ТНК», которая провела их ребрендинг. Также заметным событием на рынке стало приобретение сети АЗС под брендом «Рось» компанией «Континент НефтеТрейд» (сеть АЗС WOG) в начале 2011 года.
Эксперты отмечают, что сегментация рынка в сторону укрупнения несет в себе риски согласованных действий игроков рынка, но при должном внимании к процессу со стороны АМКУ эти антиконкурентные поползновения можно парировать. В то же время объединение сетей АЗС несет в себе положительные аспекты: крупные сети автозаправочных станций помимо контроля качества топлива, предлагает клиентам ряд дополнительных услуг.
О стратегии наращивания количества АЗС — как на текущий, так и последующий годы — громко заявляют два лидера розничного рынка: WOG бизнесмена Игоря Еремеева и “ОККО”, входящее в концерн “Галнафтогаз” Виталия Антонова. На 2013 год в “ОККО” было запланировано открыть 40 новых автозаправочных комплексов, в WOG замахнулись на 50 дополнительных АЗС.
В 2014 году, при удачной конъюнктуре рынка, обе компании планируют выйти на показатель в 600 автозаправок по Украине. (На начало 2013 года в сети “ОККО” насчитывалось 355 станций, WOG — около 450). До 2016 года в первой компании намерены инвестировать в свое сетевое развитие свыше $150 млн, во второй точную сумму не называют, однако говорят, что постройка 50 АЗС обойдется примерно в $50 млн. По экспертным оценкам, открытие новой “точки” каждой из этих компаний в 2013 году требовало $1-1,5 млн в зависимости от типа станции.
Но “лидером заявлений” в секторе стала Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР, SOCAR), работающая в нашей стране с 2008 года. По словам главы украинского представительства SOCAR Эльчина Мамедова, компания планирует утроить количество заправок до конца 2014 года. “К концу 2014-го мы планируем выйти на показатель в 100-120 АЗС в сравнении с 34 в мае 2013-го”, — отмечал он в июне, подчеркивая, что такое расширение потребует $150 млн инвестиций. За пять лет ГНКАР уже вложила свыше $180 млн в развитие своего украинского бизнеса.
Другие игроки этого рынка сетевое строительство планируют не в столь заметных масштабах. К примеру, “Параллель” Рината Ахметова в 2014 году намерена расширить сетку АЗС до 101 — за счет открытия 20 новых комплексов, сообщила гендиректор компании Елена Хиленко на конференции Petroleum-Ukraine-2013, проходившей 12-13 ноября в Киеве. На запрос Delo.UA о том, сколько “Параллель” намерена вложить в этот проект, в компании не ответили.
Международный бренд Shell на нашем рынке придерживается еще более осторожной стратегии. До конца 2013-го компания планировала открыть всего 13 заправок, тогда как в 2012-м компания увеличила свою сеть АЗС в Украине на семь единиц. На следующий год здесь свои планы не конкретизируют, отмечая лишь о намерении “сохранить такую же динамику”. Как и не приводят суммы планируемых вложений. Эксперты, однако, утверждают, что в Украине открытие одной новой АЗС обходится до $2 млн при сроке окупаемости в среднем 5-7 лет.
Еще один крупный игрок украинской розничной торговли светлыми нефтепродуктами — “Лукойл” — в своей программе развития до 2021 года указывал увеличение количества АЗС до 300 при нынешних 249. До 2017 года на эти цели планировалось направить около $100 млн. В 2013 году “Лукойл” намеревался открыть 40 новых станций, но осуществить задумку не удалось. В компании воздерживались пояснять причины “срыва”.
Однако, по данным СМИ, в конце июля нынешнего года Российская компания «Лукойл» и австрийская компания AMIC Energy Management GmbH подписали соглашение о продаже 100% акций «Лукойл-Украина«, которой принадлежат около 240 АЗС и 6 нефтяных нефтебаз в Украине (http://www.segodnya.ua/economics/business/lukoyl-prodal-vse-svoi-zapravki-v-ukraine-543705.html). В настоящее время стороны взаимодействуют в рамках процедуры проверки активов и ведут подготовку к подписанию договора купли-продажи. Также стало известно, что Лукойл избавляется от АЗС и в странах ЕС (http://autovisio.com.ua/sayta/news/ukraina/7276).
В последнее время также прослеживается тенденция расширения услуг, предлагаемых на АЗС, за счет установки газовых модулей.
Так, до конца 2014 года сеть АЗК «ОККО» планирует открыть еще 27 новых газовых модулей на своих автозаправочных комплексах, для чего предусмотрены инвестиции в объеме свыше 25 миллионов гривен. Об этом говорится в сообщении пресс-службы компании. (http://www.nefterynok.info/news.phtml?news_id=13365)
Как рассказывает вице-президент сети АЗК «ОККО» Александр Гегедыш, в период высоких цен на бензин и дизтопливо в Украине, часть автомобилистов традиционно переориентируется на автомобильное газовое топливо, наблюдается рост спроса на сжиженный газ на наших АЗК примерно на 20%. Чтобы оперативно ответить на ожидания клиентов и не заставлять их долго искать место, где можно заправиться газом, мы устанавливаем дополнительные газовые модули.
Сейчас в сети «ОККО» уже работает 146 пунктов заправки сжиженным газом. Таким образом, до конца года их количество должно вырасти почти на 20%. Поскольку основным потребителем автогаза является городское население, то и новые газовые модули будут открываться на тех АЗК «ОККО», что расположены в областных и районных центрах.
Наряду с активизацией сетевого строительства в секторе эксперты отмечают и тренд с его укрупнением — когда крупные операторы покупают отдельные автозаправочные станции. Что интересно, джобберство (передача права на использование символики бренда без прямой покупки АЗС) в эти схемы уже не укладывается.
Президент Ассоциации “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины” Леонид Косянчук поясняет такие подходы тем, что джобберы часто могут нанести “качественный вред” репутации бренда. “Владельцы АЗС располагают централизованной системой поставок для своих основных активов. Джобберы же работают с собственными поставщиками, но под брендом некоей крупной компании. При этом проконтролировать качество топлива на каждой заправке каждый день довольно сложно”, — объясняет он.
Заправочный брендинг
Рост количества брендовых заправок — устоявшаяся тенденция последнего времени, и обещающая еще более усилиться. Компании заложили в бюджеты расходы на переоснащение станций, в частности придание им соответствующего внешнего брендового вида.
С помощью брендирования АЗС крупные «сетевики» пытаются вытеснить с рынка мелких игроков, многие из которых, по утверждению «сетевиков», ведут нечестную игру на рынке — минимизируют налогообложение, продают некондиционное топливо (особенно в Восточном регионе), или вовсе не регистрируют заправочный бизнес (как было в Крыму).
Интересно, что украинские заправочные станции от европейских отличает вычурный дизайн, светящиеся фризы, изобилие наружной рекламы. В Европе рынок АЗС уже сформирован, поэтому там уже нет нужды яростно бороться за потребителя.
Еще одним элементом брендинга можно считать растущий спрос на использование смарт-карт при обслуживании клиентов АЗС. Борьба за клиента заставляет собственников АЗС внедрять программы лояльности, обеспечивающие скидки и бонусы, а также дополнительный сервис для клиентов сети.
Игра на выживание
Закат франчайзингового движения сделал одинокими многих мелких собственников АЗС. И, таким образом, оставил их наедине с проблемой топливообеспечения своих автозаправок. На фоне ужесточенной борьбы розничников за топливный ресурс не исключено, что многие станции начнут поиск нового хозяина в лице крупных сетей. Мелким игрокам мешает развиваться и земельная проблема. По оценке директора департамента маркетинга ОАО «Концерн «Галнефтегаз» Наталии Обозненко, около 70% земли под АЗС у сетевиков уже находится в частной собственности, в то же время, выкуп земли остается проблемой для мелких собственников, которые не в состоянии выкупить земельные участки.
Наращивание сетей планируется за счет скупки других, более мелких участников рынка. По мнению экспертов, этап консолидации рынка АЗС продолжается и продлится, пока на рынке не останется 5-6 крупных участников.
Госрегулирование на рынке нефтепродуктов, официально стартовавшее с постановления правительства о граничном уровне оптово-отпускных цен на топливо, а также рекомендованном предельном уровне торговой надбавки, — еще один фактор для вытеснения с рынка мелких собственников АЗС крупными сетевиками, работающими в связке с НПЗ. При ближайшем рассмотрении постановления Кабмина в действии оказывается, что рентабельность работы розничников еще больше снижается.
В частности, как утверждает исполнительный директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн, в постановлении была неправильно указана плотность нефтепродуктов: ее занижение соответственно уменьшает маржу заработка нефтетрейдеров. Средняя рентабельность розничников, которые напрямую работают с заводом, составляет менее 8%. У мелких собственников АЗС, вынужденных работать через посредников, доходность бизнеса намного меньше, поэтому с введением граничных торговых наценок многие из них намерены приостановить свою деятельность.
Текущее состояние топливного рынка Украины
Госрегулирование отрасли
В начале июня Антимонопольный комитет Украины начал углубленное исследование ситуации на рынке светлых нефтепродуктов, после того как не получил исчерпывающих обоснований повышения цен от крупнейших операторов рынка. (http://www.segodnya.ua/economics/avto/ukrainskim-azs-zapretili-povyshat-ceny-na-benzin-542462.html)
В конце июля Николай Бараш, и.о. главы Антимонопольного комитета заявил, что цена топлива в сетях АЗС Украины завышена в среднем на 1 гривну.
В последнее время звучат предложения, угрозы о том, что в августе будет повышена цена, и называются некоторые суммы. Мы видим, что сегодня цена завышена больше, чем тот рост цен, который анонсируется, — продолжил Барабаш.
Учитывая такую разницу между розничной и расчетной ценой, операторы рынка не имеют права повышать цены в августе, передает minfin.com.ua.
Так, а апреле текущего года АМКУ рекомендовал участникам рынка светлых нефтепродуктов принять меры по установлению розничных цен на моторные бензины и дизельное топливо на конкурентом уровне.
В свою очередь операторы рынка объясняют повышение цен на АЗС девальвацией национальной валюты, которая прямо влияет на стоимость импортируемых нефтепродуктов.
Как сообщалось ранее, около 75-80% бензинов Украина получает из стран Европейского союза.
19 сентября 2014 года Кабмин предложил Раде повысить акциз с тонны бензина на 6 евро – до 204 евро (http://news.finance.ua/ru/~/2/0/all/2014/09/19/334575).
Предложенное Кабмином повышение акциза на бензин на 3% не приведет к существенному подорожанию бензина, считает директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. По его словам, незначительное повышение акциза – на 2-5% – приводит к удорожанию бензина не более чем на 10-20 коп. за литр. При стоимости бензина 17 грн/литр, эти 10-20 копеек погоды не сделают. Никто их даже может и не заметит, ведь за последние полгода цена на бензин выросла на 6 грн за литр из-за девальвации.
При этом, по словам эксперта, гораздо больше денег в бюджет могла бы принести борьба с теневым сектором этого рынка. По его оценкам, он занимает сегодня 20-30% всего рынка топлива. Если его ликвидировать, это принесет в бюджет лишних 7 – 9 млрд грн. Из-за повышения акциза теневой сектор будет только расти.
По мнению Сергея Куюна, сейчас за счет одного только акциза теневики экономят на тонне бензина 198 евро. Плюс еще 20% – за счет экономии НДС, которым облагается акциз. Итого, мотивацией для теневого сектора является уже экономия 240 евро на тонне. А это уже больше $ 300 на тонне одного акциза. Это сумасшедшие деньги, с учетом того, что для трейдеров каждый доллар является предметом ожесточенного торга. И чем выше налоги, тем большие суммы экономят теневики. Сейчас они не платят 200 евро акциза, а будут не платить 250 евро.
В последний раз стоимость акцизов повышалась три года назад. Тогда его подняли достаточно высоко – с 182 до 198 евро/тонна. До того стоимость акцизов на бензин составляла 132 евро/тонна, а еще раньше – 60. С учетом грядущего повышения размер акциза на бензин за последние восемь лет вырос в 3,4 раза.
Сокращение количество автозаправочных станций
В 2014 году количество АЗС и АГНКС в Украине уменьшилось до 6885 единиц, передает «Терминал» (http://www.segodnya.ua/economics/avto/v-ukraine-stalo-menshe-azs-549970.html).
По данным Государственной службы статистики Украины, общее количество АЗС и АГНКС в Украине по сравнению с началом 2014 г. снизилось на 886 единиц и составило 6885 единиц, из них АГНКС – на 67 единиц — до 252.
Наибольшее снижение количества заправок отмечается в Донецкой и Луганской областях – минус 167 и 247 единиц соответственно.(В учет не входят АЗС и АГНКС временно оккупированной территории АР Крым и г. Севастополь (385 заправок)).
Однако, директор специальных проектов НТЦ «Психея» утверждает, что данные Госстата не следует трактовать буквально. По его словам, сократилось не количество станций, а число субъектов хозяйствования, которые в прошлом месяце отправили свои отчеты в органы статистики. И далеко не всегда это произошло из-за закрытия АЗС.
Причины могут быть разные. Во-первых, отказ ряда органов власти в зоне АТО держать ответ перед Киевом. Во-вторых, боевые действия в Донецкой и Луганской областях, не позволяющие соответствующим службам собирать статистическую информацию. В-третьих, остановка АЗС из-за высоких рисков, отсутствия топлива или нанесенных станциям повреждений. По нашим данным, не подлежат восстановлению лишь несколько десятков, но отнюдь не сотен станций, расположенных в зоне АТО. Иначе говоря, АЗС на Украине почти столько, сколько было раньше, но перед Госстатом в июле отчитались на 886 единиц меньше.
Ранее также сообщалось, что на украинских АЗС немного подешевел бензин.
Продажи бензина и дизтоплива
Стоимость бензина, как и курс гривны, весной не уставала бить все новые «рекорды». В мае цены немного стабилизировались. Национальная валюта за первые 5 месяцев девальвировала (обесценилась) на 50%, и ее крутое пике стало катализатором волны подорожания, накрывшего почти все секторы экономики. Как раз отечественные автолюбители одними из первых ощутили, что жить в стране стало дороже, ведь падение гривны моментально отразилось на цене топлива. Литр бензина А-92 еще в начале года стоил в среднем около 10 грн., а уже к средине июня отпускался по 15 грн.( http://www.segodnya.ua/economics/enews/pochemu-v-ukraine-ne-desheveet-benzin-529779.html).
Реализация бензина на автозаправочных станциях (АЗС) и автомобильных газонаполнительных комплексах (АГНКС) материковой части Украины в мае 2014 года сократилась на 20,7% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года – до 212,7 тыс. тонн (http://www.segodnya.ua/economics/avto/ukrainskie-voditeli-otkazyvayutsya-ot-benzina-i-perehodyat-na-szhizhennyy-gaz-531082.html). Эта же тенденция сохранилась и в июле, когда реализация топлива в июле уменьшилась на 24,4% (http://www.segodnya.ua/economics/avto/v-ukraine-znachitelno-sokratilas-prodazha-benzina-cherez-azs-547859.html).
Реализация дизельного топлива через заправки в мае снизилась на 8,7% – до 142,8 тыс. тонн, сжатого газа – на 14,4% – до 8,8 тыс. тонн, тогда как сжиженного газа – выросла на 17,2%, до 39,4 тыс. тонн.
В объеме реализованного в мае месяце бензина 52,6% пришлось на продажи бензина марок А-95, 46,6% – на А-92, по 0,4% – на А-80 и А-98.
По данным официальной статистики, общая стоимость реализованного через АЗС и АГНКС страны в мае бензина составила 4 млрд 288 млн грн (доля – 57,8%), дизтоплива – 2 млрд 510,3 млн грн (33,9%), сжиженного газа – 505,8 млн грн (6,8%), сжатого газа – 112,9 млн грн (1,5%).
По состоянию на 1 июня 2014 года остатки моторного бензина на заправках составляли 127,2 тыс. тонн, дизтоплива – 73,8 тыс. тонн, сжиженного газа – 9,4 тыс. тонн, сжатого газа – 0,1 тыс. тонн.
В мае 2014 года в Украине работало 7,227 тыс. АЗС и АГНКС.
Реализация бензина для автомобилей в Украине через сети АЗС в июле, без учета оккупированного Крыма, в натуральном выражении сократилась по сравнению с июлем прошлого года на 24,4% – до 212,5 тыс. тонн. Об этом сообщает Государственная служба статистики (http://www.segodnya.ua/economics/avto/v-ukraine-znachitelno-sokratilas-prodazha-benzina-cherez-azs-547859.html).
По данным Госстата, по сравнению с июнем текущего года реализация бензина в июле выросла на 0,6%. Дизельного топлива через сети АЗС в июле 2014 года было продано 151,9 тыс. тонн, что на 14,4% меньше показателя за июль 2013 года и на 8,1% больше, чем в июне 2014 года.
Всего за июль 2014 года через сети АЗС было продано нефтепродуктов на 7,694 млрд грн, что на 3,8% больше июня 2014 года.
Розничные продажи бензинов через АЗС Украины (без учета оккупированной АРК) в августе 2014 года упали на 25,6% (на 74,7 тыс. тонн) по сравнению с аналогичным периодом 2013 года – до 217,4 тыс. тонн, сообщает Государственная служба статистики (http://news.finance.ua/ru/~/1/0/all/2014/09/22/334635).
При этом розничные продажи дизельного топлива (ДТ) через АЗС в августе сократились на 12,9% (на 23,1 тыс. тонн) – до 156,6 тыс. тонн.
В свою очередь, использование бензинов, реализуемых не через АЗС (преимущественно промышленный сектор), в августе упало на 23,9% – до 52,9 тыс. тонн, ДТ – снизилось на 11,1%, до 317,4 тыс. тонн.
При этом, 11 сентября ряд крупнейших операторов украинского розничного рынка снизил цены на АЗС на 10-20 коп./л. Об этом OilNews сообщили в «Консалтинговой группе А-95» (http://forbes.ua/news/1378818-krupnye-operatory-vsled-za-privatom-snizhayut-ceny-na-azs).
Сети АЗС WOG и OKKO опустили стоимость бензинов А-92 на 10 коп./л во всех регионах Украины. «Роснефть» (бренды «ТНК», «Формула», «Смайл») снизила стоимость всех своих бензинов и ДТ на 10 коп./л.
Украинский дискаунтер «БРСМ-Нафта» также пошел на снижение: -5-10 коп./л. В сети «Маркет» бензины подешевели сразу на 30 коп./л.
Эти изменения привели к снижению средних розничных цен в Украине. Так, бензины упали 4 коп./л – А-92 до 16,49 грн/л, А-95 до 16,71 грн/л. На 1 коп./л подешевели ДТ (до 16,16 грн/л) и премиальные марки А-95 (до 17,20 грн/л).
Как сообщал OilNews, в период с 1 сентября началось поступательное снижение стоимости нефтепродуктов во всех сегментах украинского рынка. В частности, цены в крупном опте продолжают свое снижение вторую неделю кряду. Мелкооптовые цены за неделю снизились на 40 коп./л.
Накануне 10 сентября оператор крупнейшей консолидированной сети АЗС группа «Приват» снизила цены на все топлива на 30 коп./л.
Однако, уже с 22 на 23 сентября цены на АЗС снова показали рост на 20-30 коп./л. Об этом сообщает консалтинговая компания UPECO, ссылаясь на данные ежедневного ценового мониторинга рынка нефтепродуктов.
На 10-20 коп./л выросла стоимость топлива в сетях:
«РН-Украина» (А-92-16,89 грн/л, А-95-17,19 грн/л, А-95 премиум-17,69 грн/л и ДТ- 16,19 грн/л),
БРСМ-Нафта (А-92-16,29 грн/л, А-95-16,59 грн/л, А-95 премиум-16,99 грн/л и ДТ — 16,19 грн/л),
«Нефтек» (А-92 — 16,99 грн/л, А-95 — 17,29 грн/л, А-95 премиум — 17,79 грн/л и ДТ — 16,49 грн/л)
«Укр-Петроль» (А-92-16,45 грн/л, А-95-16,55 грн/л, А-95 премиум-16,90 грн/л и ДТ-16,30 грн/л).
На 30 коп./л возросли цены на АЗС группы «Приват» (бренды «Укрнафта», «Авиас» и «Альфа-Нафта», в последнего цены на бензины ниже на 5 коп./л, цены на ДТ одинаковые) и теперь А-92 стоит 16,30 (16,25) грн/л, А-95 — 16,40 (16,35) грн/л, А-95 премиум — 16,60 (16,55) грн/л и ДТ — 16,30 грн/л.
В итоге средние цены на топливо по Украине, по данным консалтинговой компании UPECO, достигли следующих значений: А-92 — 16,64 грн/л, а-95 — 16,86 грн/л, А-95 премиум — 17,67 грн/л и ДТ — 16,32 грн/л.
Напомним, что рост цен на топливо является последующей реакцией на скачок курса доллара на валютном рынке, так в пятницу (19 сентября) курс продаж по Межбанку составил 14,90 грн/$, а в понедельник (22 сентября) — 14,80 грн/$. (http://www.nefterynok.info/news.phtml?news_id=13379 )
Литература и источники:
- Яскевич А.Е., оценщик II категории ООО «Интерком-Аудит», «Анализ факторов влияния на стоимость АЗС»;
Источники электронного доступа:
- https://ru.wikipedia.org/wiki;
- http://www.personalazs.ru/documentation/safety/characteristic_azs/;
- http://www.retailsng.narod.ru/uaazs.html
- http://news.finance.ua/ru/~/2/0/all/2013/11/14/312904
- http://www.bagnet.org/news/raitings/166481
- http://autovisio.com.ua/sayta/news/ukraina/7276
- http://www.segodnya.ua/economics/business/lukoyl-prodal-vse-svoi-zapravki-v-ukraine-543705.html
- http://news.finance.ua/ru/~/2/0/all/2014/09/19/334575
- http://forbes.ua/business/1365032-kak-izmenilsya-toplivnyj-rynok-ukrainy-infografika
- http://www.segodnya.ua/economics/avto/v-ukraine-stalo-menshe-azs-549970.html
- http://www.segodnya.ua/economics/enews/pochemu-v-ukraine-ne-desheveet-benzin-529779.html
- http://www.rbc.ua/rus/news/accidents/gorit-lisichanskiy-npz—glava-oga-18072014112300
- http://news.finance.ua/ru/~/1/0/all/2014/09/22/334635
- http://forbes.ua/news/1378818-krupnye-operatory-vsled-za-privatom-snizhayut-ceny-na-azs
- http://forbes.ua/news/1376635-ukraina-zavezla-topliva-na-36-mlrd
- http://www.segodnya.ua/economics/avto/ukrainskim-azs-zapretili-povyshat-ceny-na-benzin-542462.html
- http://index.minfin.com.ua/fuel/
- http://autozapravka.com/materials-all/analitic/122-business-azs.html
- http://www.nefterynok.info/news.phtml?news_id=13379
Обзор подготовил КОВАЛЬЧУК ИРИНА ПЕТРОВНА,
оценщик ЧП «ВИТАЛ-ПРОФИ»
Цитирование: 2015 год
Материалы «Обзор рынка украинских АЗС — 2014″ были использованы в монограмме «МАТРИЧНИЙ ПІДХІД ДО ВИЗНАЧЕННЯ ЖИТТЄВОГО ЦИКЛУ БРЕНДУ», автор: БІЛЯВСЬКА Юлія, к. е. н., старший викладач кафедри менеджменту КНТЕУ (УДК 659.126), ISSN 1727-9313. ВІСНИК КНТЕУ. 2015. № 4, С. 68-80
http://visnik.knteu.kiev.ua/files/2015/04/7.pdf